Чудеса навигации: с точностью до волоска!

Автор: . 23 Янв 2012 в 4:55

Что потрясает и вместе с тем заставляет со скептицизмом относиться ко всей этой истории с американской лунной программой? Невероятная сложность поставленной задачи. Учтем, что до высадки на Луну американцы отставали от Советского Союза в космической гонке. Все знают, что первый искусственный спутник запустила наша страна, первым человеком в космосе был советский космонавт Юрий Гагарин, первым человеком, осуществившим выход в открытый космос, стал Алексей Леонов, первой женщиной в космосе – Валентина Терешкова. Это только – факты, некогда известные даже младшим школьникам. Но многие уже подзабыли, что и в лунном соперничестве мы опережали американцев. Наша станция «Луна-2» первой в мире достигла спутника Земли еще в далеком 1959 году, а в 1966 году советская межпланетная автоматическая станция «Луна-9» осуществила и первую в истории освоения космоса мягкую посадку на Луну.

http://antigorod.com/2009/07/18/vysadka-na-lunu.-40-let-jekspedicii.html

Центр управления полетами (архив НАСА)

Тем более удивительно, что, проиграв соперничество на всех предыдущих этапах, американцы затем единым махом ликвидировали это отставание – за счет высадки астронавтов на Луну. Между тем масштаб задач, решенных США, превосходил по уровню сложности все космические программы, реализованные ранее. До сих пор ни одна страна так и не отправила на Луну ни одного человека. Впрочем, и сами американцы не спешат повторить подвиг Армстронга и его последователей (последними астронавтами, высадившимися на Луну, по официальной американской версии, были Юджин Сернан и Харрисон Шмитт, совершившие полет в декабре 1972 года), хотя прошло уже почти четыре десятилетия, и по идее технологии должны были шагнуть далеко вперед, став надежнее и дешевле.

Вспомним детали полета того же «Аполлона-11», в рамках которого на Луну якобы были доставлены Армстронг и Олдрин. Сначала корабль вывела на геоцентрическую орбиту ракета-носитель «Сатурн-5». Потом «Аполлон» отделился и начал самостоятельное движение к Луне. Выйдя на лунную орбиту, астронавты расстыковали лунный и командный модули. Армстронг посадил лунный модуль на поверхность Луны, причем автоматика вела аппарат прямиком в кратер, поэтому астронавт, используя полуавтоматический режим управления, скорректировал место прилунения. Прогулявшись по Луне, астронавты вернулись на модуль, взлетная ступень которого стартовала, затем вышла на орбиту и там состыковалась с командным модулем. Астронавты перешли в него, и, отделившись от взлетной ступени, командный модуль отправился на Землю. Как видим, высадка на Луну состояла из нескольких стадий, на которых решались принципиально различные задачи, и астронавты всякий раз смертельно рисковали.

http://antigorod.com/2009/07/18/vysadka-na-lunu.-40-let-jekspedicii.html

Вторая и третьи ступени отделяются от ракеты (архив НАСА)

Ральф Рене, автор книги «Как NASA показало Америке Луну», обращает внимание на потрясающую навигационную точность полетов с высадкой людей на Луну. Неоднократно «Аполлоны» четко выходили на лунную орбиту, лунные модули не всегда, но в большинстве случаев очень точно садились в заранее намеченных местах, многочисленные стыковки также прошли исключительно гладко. И всякий раз корабль возвращался на Землю без существенных корректировок траектории. Точность наведения обеспечивали наземные радары, но Ральф Рене ставит под сомнение их способность решать такие задачи. «Не вдаваясь в технические подробности радарных импульсов, давайте взглянем на экран оператора радиолокационной станции (РЛС). Это электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), которая показывает цель в виде светящейся точки. Если бы в Хьюстоне (в Центре пилотирования космических кораблей. – Прим. ред.) в то время был 24-дюймовый экран (что очень сомнительно), половина диаметра экрана представляла бы 384 000 км. Командный модуль на расстоянии 100 км от Луны соответствовал бы точке на расстоянии примерно 0,008 мм от проекции Луны. Это диаметр человеческого волоса», – пишет Рене.

А вот что по этому поводу говорит известный писатель, публицист, автор книги «Почему Россия не Америка» Андрей Паршев:

— Я закончил машиностроительный факультет МВТУ имени Баумана. Специальность – «Система автоматического управления». Создателем машиностроительного факультета был Сергей Павлович Королев. Когда мы проходили практику, то имели возможность потрогать руками советский лунный космический корабль и посидеть внутри него. Мы тогда обсуждали лунную программу США и обращали внимание на крайнюю авантюрность проекта. Возьмем такой важный факт: в СССР существовали системы спасения космонавтов практически на любом этапе выведения их на орбиту. Если бы произошел взрыв ракеты на старте, то был способ спасения людей: если ракету не удалось бы отделить от корабля, то срабатывала аварийная посадка. Так вот у американцев все было по-другому: например, у «Апполлона-13» случилась нештатная ситуация, и если бы она произошла при полете на Луну, то вернуться астронавты не смогли бы.

Выйти на орбиту Луны – это еще относительно безопасно, но дальше начинались умопомрачительные действия. Лунный модуль с двумя астронавтами на борту должен был отстыковаться, потом они должны были сесть, но ориентированная посадка проходила в условиях, которые невозможно воспроизвести на Земле. То есть предсказать, как поведут себя системы управления, точно было невозможно. Наша «Луна-9» садилась в огромном надувном баллоне именно потому, что гарантировать правильную ориентацию было невозможно. Потом мы научились сажать платформу в управляемом режиме, но это произошло не с первого раза. А американцы посадили людей с первого раза! Предварительной беспилотной высадки модуля у них не было. Это авантюризм чистой воды. Причем американцы толком не знали, что там за поверхность. А цена ошибки – сами понимаете какая.

«Аполлон-11» удаляется от Земли (архив НАСА)

Но это еще не все, теперь перейдем к этапу возвращения на Землю. Невозможно полностью погасить скорость, с которой корабль возвращается с Луны, только за счет работы двигателя. Единственный вариант – попасть в атмосферу практически по касательной. Если вхождение в атмосферу будет круче, чем нужно, то создаются перегрузки, которые могут разрушить корабль. Если входить, наоборот, слишком полого, то корабль как бы отскакивал от атмосферы, как запущенная с берега плоская галька от воды. А американские корабли всегда входили в атмосферу без всяких нареканий. Поэтому я прекрасно понимаю тех, кто сомневается в успехе лунной программы США.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Рубрики: АМЕРИКАНЦЫ НИКОГДА НЕ ЛЕТАЛИ НА ЛУНУ


Отзывов пока нет.

Ваш отзыв