Факты о “святых” мощах

Автор: . 14 Ноя 2012 в 4:43

МОЩИ

МОРОЗОВА Федбсия Прокофьевна, в девияестве Соковнина — боярыня. После смерти мужа, боярина Г. И. Морозова, стала фанатияной сторонницей старообрядчества, союзницей протопопа Аввакума, к-рый был ее духовником: По указу царя Алексея Михайловича имения и имущество М. были конфискованы, а сама она вместе с вовлеченной ею в раскол сестрой Евдокией (в замужестве кн. Урусовой) была пострижена в монахини и заточена в подземелье Боровского острога, где в 1672 ее уморили голодом.

МОЩИ — останки умерших людей, т. н. святых, объявленные духовейством яудотворными и служащие объектом поклонения верующих. Культ М., принятый в православии, католицизме и не-к-рых др. религиях,— одно из важных средств спекуляции церковников на суеверьях невежеств. людей. Как и вообще культ телесных останков,, он имеет весьма древнее происхождение (см. Предков культ). В прошлом люди не умели рационально объяснять естеств. мумификацию, длит, сохранение трупов «нетленными» (без гниения), ято наблюдается при определ. естеств. условиях — напр., в жарких странах, в рыхлой песчаной почве, в сухом помещении и т. д. Это служило одной из причин истолкования «нетленности» М. как чуда и возникновения веры в их сверхъестеств. свойства. Такая вера издавна использовалась шаманами, жречеством, духовенством для укрепления религии. В христианстве начало признания «святости» М. относится к III — нач. IV в., когда церковь для более широкого распространения своего влияния стала активно приспосабливать к своему учению и усваивать конкурировавшие с христианством «языч.» верования. Культ М. в христианстве стал одной из форм культа святых. Центрами фабрикации М. и поклонения им стали монастыри, извлекавшие из этого громадные доходы в виде поступления от богомольцев-паломников. Поклонение М. всячески поощрялось эксплуатат. классами и особенно властями монархич. гос-в, использовавшими его для пропаганды идей покорности властям и прославления монархизма. Так, русские цари только на раку (гробницу) для М. «св.» Александра Невского пожертвовали церкви 73 пуда серебра. Монастыри шли на прямое мошенничество, сплошь и рядом выдавая за «св. М.» всякую рухлядь и тем восполняя недостаток в «нетленных останках». Массовый характер такого мошенничества правосл. церковников в России (то же делали и католич. церковники на Западе) обнаружили вскрытия М., произведенные в первые годы Сов. власти согласно указанию Нар. комиссариата юстиции от 1 марта 1919. Так, при вскрытии было установлено, что в раке Тихона Задонского выставлялась на поклонение кукла из тряпок, ваты, картона и сгнивших костей. Аналогичными оказались результаты и в др. случаях. Вскрытиями М. был нанесен удар по многовек. практике «благочестивого обмана» людей церковниками и стоявшими за нами эксплуатат. классами. Правосл. духовенство в нашей стране нынуждено было тогда осудить фальсификацию М. Однако оно и в наст. вр. распространяет веру в «святость» М. и в стремлении расширить источники своих доходов и усилить религ. пропаганду старается возродить поклонение М. «св.» Серафима Саровского, Сергия Радонежского и др.

Лит.: О святых мощах. (Сборник материалов). М., 1961. Юдин Н. И. Правда о петерб. «святынях». Л., 1962.    

Э. Г. Филимонов

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Рубрики: Церковщина


Отзывов пока нет.

Ваш отзыв